Евгений Антипов (anti_pov) wrote,
Евгений Антипов
anti_pov

Categories:

ДОЛГОЖДАННАЯ РАДОСТЬ

Теоретизация

В Михайловском замке (филиал Русского музея) открылась выставка Сильвестра Сталлоне. Да-да, того самого. Причем, не просто выставка, а выставка живописи. Этот парень давно и у всех вызывает восхищение, ибо всегда падал, но вставал, сгибался, но разгибался. А теперь вот картины привез. Да какие виртуозные – их как хошь вешай, хуже не станет.

На вопрос о любимом художнике – после затяжной паузы, – назвал нашего Малевича. Спасибо. Хотя не встретишь сегодня на Земле человека, который не любит нашего Малевича. Сталлоне же, как и положено, прост, демократичен, считает свои таланты скромными по сравнению с великими живописцами. Конечно, у Малевича прямее было, у Сталлоне-то совсем криво.

Но увидеть живьем парня, который в одиночку избил всех советских (и многих американских) силачей – большая радость для глубокого ценителя изобразительного искусства. А то Пьер Сулаж размазанный гудрон в Эрмитаже выставлял. И что? Бригада узбеков сделает быстрее и качественнее. Давай после пятнадцати раундов посмотрим, кто чего стоит.

В общем, здорово. Неожиданно, эмоционально. Толпа у входа длинная, восторженная, с круглыми глазами.

А как со здравым смыслом?

А со здравым смыслом хорошо. Без здравого смысла хуже.

Сделать вразумительный вывод о культурном явлении – не перепутав его с эмоциональной оценкой, – можно лишь постигнув все нюансы профессиональной кухни и исторического контекста. Но вот беда, путь до «вразумительного вывода» гораздо длиннее, чем можно предположить, и проходят его единицы, хотя свое мнение имеют почти все. Человек так устроен, что боится остаться в одиночестве. Перед такой угрозой только единицы смогут предпочесть убеждения душевному комфорту. И какими же качествами они, эти единицы, должны, в таком случае, обладать? Высоким уровнем компетентности, низким уровнем внушаемости, аналитическими способностями и психологической устойчивостью (способность выдержать прессинг). А еще надо бы добавить умение сохранять эмоциональную и мотивационную стерильность, то есть, объективность в суждении. Такой букет в принципе маловероятен, но достаточно и одного слабого звена, и пиши: пропало.

В семидесятые годы прошлого уже века в Советском еще Союзе, когда и телеканалы-то наивно назывались телепрограммами (первая программа, вторая программа, невежество), по субботам для честных инженеров и прочей доброкачественной публики выходила передача с названием двусмысленным: «очевидное – невероятное». Квантовые рассуждения, протоны-нейтроны, субкварки ничтожные, страшные квазары и, вообще, пульсирующая вселенная. Были сюжеты и с уклоном психическим, с намеком, если угодно, на то, что может сделать советская система с человеком. Хотя психика, она и в Африке – психика.

И вот сидят люди по эту сторону экрана и ухмыляются над экспериментом, а начинается эксперимент по-доброму: вокруг тарелки с кашей пятеро детишек, ждущие счастливого детства, а каша на сегменты поделена. И, как оказалось, неспроста. Открыв ротик, Маша получает свою порцию каши, Коленька свою, все нормально, все с оптимизмом смотрят в будущее, а когда очередь до Сережи доходит, тут кульминация. Чего они там Сереже насыпали, конечно, не признаются, но только лицо у Сережи невероятное. И это очевидно. Бледнеет мальчик, но молчит. Пионером будет.

– Маша, вкусно? (Вкусно).

– Коленька, вкусно? (Вкусно).

– …Ну как, Сережа, вкусно?

Сережа сидит с открытым ртом, глотать не хочет, а сквозь кашу мычит: вкусно.

– Ну что ж, тогда давайте еще по ложечке? (Давайте, давайте!)…

И тут Сережа заплакал.

Оставив плачущего Сережу, экспериментаторы пошли дальше, в ВУЗ. Взяли студента, с виду нормальный, спрашивают внезапными голосами: есть ли на этих больших фотография одно лицо дважды? Смотрит студент и таким же внезапным голосом отвечает: нет! Тогда выходит ватага провокаторов, и два старческих лица с фотографий идентифицируются как одно. Нормальный студент начинает сомневаться и скоро признает свою ошибку, не учел, что старика можно побрить и платком обмотать, и хотя там нос немножко не такой и брови какие-то... но это мелочи.

Тем временем экспериментаторы вконец обнаглели, посадили очередного студента за ширму, приказали на стену смотреть, а на стене черный квадрат. Как в музее. Опять выходят провокаторы и на простой добродушный вопрос «что видите, братцы?» один за другим без тени сомнения отвечают: белый квадрат видим, а что же еще?

Что происходило в студенческой душе того, за ширмой, какую гамму чувств ощущал, и промелькнула ли, как стая журавлей, вся его жизнь, но когда он из-за ширмы вышел, и спросили его: студент, что перед собой видишь? – ответил студент без тени сомнения: вижу, братцы, прекрасный белый квадрат. И даже маленькие беленькие квадратики отразились в глазах его…

Когда фокус известен, тогда-то конечно. А когда не известен, вызывает фокус и восторг, и ужас, и все что угодно. Но и разгадав фокус, лучше не переубеждать ни остальных, ни себя. Остальные только процедят: что, сука, умнее всех, умнее самого профессора Лживцева? И останешься, голубчик, со своими убеждениями в одиночестве. А боязно человеку перед одиночеством, чего там, боязно.

И как бы ни была сложна психика со всеми глубинами подсознания, с Фрейдами и Юнгами, педали управления известны и просты. Ах, это лицо на телеэкране, с глазами умными, вкрадчивыми. Плохого ведь не желает, даже призывает быть собой. И в доброй улыбке добрых губ прочитывается добрый вопрос: ну как, Сережа, вкусно?..

Subscribe

  • ЗИМНЯЯ ВОЙНА. ЮБИЛЕЙ

    БРАТЬЯ НАВЕК Как-то к Екатерине Второй прискакали взмыленные шведские офицеры и сообщили, что вообще-то они финны. А взмыленные потому, что…

  • «ГАРЕТ ДЖОНС». НОВАЯ СЕРИЯ ОЧЕРЕДНОГО СЕЗОНА

    ИЛИ ГОЛОДОМОР В ПОЛЬСКОМ КУЛЬТУРНОМ ЦЕНТРЕ. «Мемориал» борется за правду, даже фильм снял. Но завистники давеча сорвали премьеру. А…

  • НОБЕЛЕВКА! НОБЕЛЕВКА!

    Среди претендентов на Нобелевскую премию 1970 года были Борхес, Макс Фриш, Гюнтер Грасс, Грэм Грин, Пабло Неруда, Генрих Белль, Владимир…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments