Евгений Антипов (anti_pov) wrote,
Евгений Антипов
anti_pov

Categories:

ЧЕРНЫЙ АИСТ

5 января, только сто лет назад, был впервые исполнен «Умирающий лебедь». Анной Павловой. Потом «Лебедя» исполняли все знаковые танцовщицы. Мне же вспомнились ощущения от одного такого, коих за истекший век было станцовано тысячи.

 

Было это в Эрмитажном театре, тринадцать лет назад. «Умирающего лебедя» исполняла солистка Мариинки, знаменитая, заслуженная, Галина Мезенцева, которая к тому времени жила в Англии, хотя большую часть времени проводила в США и в гастролях. В Петербург приезжала на пару недель по контракту.

Смотрел я этого «Лебедя», разумеется, не в первый раз; даже в ее исполнении не в первый. Но именно в тот раз, простите за интимность, меня душили слезы. Я всегда с интересом отслеживаю движение своих эмоциональных потоков, особенно, неожиданных, маломотивированных. Такое вот у меня хобби.

  

Глядя на сцену, я отчетливо понимал: любое «искусство» это набор точных приемов, это матерый Фокин, душещипательный Сен-Санс, это несправедливая судьбы красиво-печальной птицы, тонкие руки Мезенцевой, а еще, возможно, и Луна в восходящем узле. Мне, зубробизону в толпе пухленьких интуристов с бабочками, неудобно было предаваться своим – смоделированным ведь! – реакциям, поэтому внутренне я подсмеивался и над этими реакциями, и над собой, а заодно и над толпой интуристов. Но слезы душили.

То было последнее выступление Мезенцевой в туре, через несколько дней она уезжала. В шуме банкета, между делом, неизменно улыбаясь, Мезенцева сказала, что этого «Лебедя» исполняла для меня.

…………………………..

Когда-то, к 100-летнему юбилею Блока вышел фильм «Незнакомка» (или какая-то там «Мимолетная звезда»). Олег Анофриев пел «аптека, улица, фонарь», Незнакомку, равно как и все танцевальные партии, исполняла Галина Мезенцева. Впрочем, про Мезенцеву я тогда не знал, в титры не вглядывался, да и забыл бы. Но хорошо запомнил мораль фильма: и балерины бывают удивительно красивыми. Какое-то время образ Незнакомки еще держался в юношеской душе, но дальше были курсовики, сессия и прочая жизнь.

 

Десятилетие (даже, с лишним) спустя я был вызван на аудиенцию к одной заезжей балетной богине для написания портрета. Богиней была Мезенцева.

Мое чертовское обаяние, блестящий ум, бледный лик и проникновенный задумчивый взгляд, в общем, мы быстро скорешились. К тому же, проблемы в мировом балете оказались тождественными проблемам в живописи. В это время вышел эпохальный альбом «Три века русской живописи», где мои работы были представлены в одном ряду с брюлловыми-репиными. Паритет из современников – по количеству представленных работ – составили только Пятахин и сверх-сверх-академик Мыльников (этот паритет мне потом еще не раз аукнется). То есть, я мог ощущать себя полномочно делегированным для ответственных разговоров об искусстве.

 

Разговоры об искусстве сводились к вопросам школы и были напрочь лишены пронзительной патетики и радужных пузырей. И вообще, прибеги я, в заиканиях и слезах, после «Лебедя» в гримерную, ее комментарий был бы нарочито непосредственным – про птичку, которую жалко.

Кроме разговоров, на синем (на синей) «Ауди» мы гоняли и ко мне в Кузьмолово, где хранились картины, и в Мариинку за реквизитом, и по городу в поисках необходимого: заодно я был пожалован в главные дизайнеры ее здешней квартиры. Мои профессиональные капризы удовлетворялись на месте, а позировала она терпеливо. Водитель она бесшабашный и даже безбашенный. Нас останавливало ГАИ, но почему-то всегда прощало.

 

С менеджером Ириной, толковой энергичной девчонкой, они нахваливали меня в два голоса, я же все пропускал эдак между ушей, как человек, в общем-то уже уставший нести это суетное бремя славы.

Несмотря на бриллианты, менеджер-Ирина человек абсолютно коммуникабельный, говорливый, открытый и, когда надо, волевой. Из ее фотоальбомчика следовало, что по Лондону они с мужем ездют на длинном белом лимузине, а живут рядом с гайдпарком. Сам недавно вернувшись из Америки, я понимал, что сие означает – эти штучки приравниваются к генеральскому мундиру.

(Действительно, как-то они позвонили и рассказали, что показывали фото моих работ старенькому английскому художнику. Художник, разумеется, меня нахваливал – иначе зачем же звонить, – а в это время сам, не смотря на свои 92 года, писал портрет ихней Королевы. То есть, придворный художничек-то.)

 

Хвалу и клевету я приемлю довольно равнодушно, но не от высокого презрения ко всему земному, а потому что есть у меня своя референтная группа, понимающая что к чему. И общение внутри этой группы происходит исключительно по-деловому, без пронзительной патетики и радужных пузырей.

 

Когда мой портрет, то есть портрет Мезенцевой, был закончен, приехало ТВ и стало брать интервью. Вкрадчивым голосом меня спросили, почему она, Мезенцева в египетской одёже. В отработанно-деловой манере я рассказал, что артиста писать одно удовольствие, именно потому, что одеть его можно во что угодно, экзотическое. Для Мезенцевой у меня было два варианта эстетического контекста – египетский и китайский, – остановился я на египетском по ряду причин. Эти причины я последовательно изложил телевизионщикам, даже не упомянув метафизический аспект: назвав свою картину «Царица Нила», я и не знал, что в США для Мезенцевой только что написан балет именно с таким названием.

Короче, саму картину в телевизоре показали, а мои последовательные рассуждения в эфир не пошли – мало пронзительности, патетики и радуги. Радуги мало.

 

Эпилог.

Человек, съевший собаку в своем деле (не путать с вьетнамцами), чурается «пронзительности», «патетики» и ослепительных «радуг». Чурается разговоров об энергетике. В то время как зритель не чурается. Зритель как раз любит, зритель хочет этих разговоров.

Просекая поляну, об энергетике охотно говорят проходимцы, недоучки, циники и все, кто умеет в нужном месте ввинтить это слово. А я не люблю это слово. Вот так. Во-первых, слово дискредитировано, а во-вторых, просто не люблю.

Но не потому что ее, энергетики, нет. Еще как есть. Профессионалы даже умеют эманировать ее адресно. Я знаю. Я сидел на бархатной лавочке эрмитажного театра, нарочито интересовался позолоченной лепниной, посмеивался над собой, над зрителями и - простите еще раз, - глотал слезы.

 

 

 

                                                                                  Г.М.

 

Параллельно земле, два крыла, как два черных погона,

безразмерные звезды на крыльях, как авиамаршал,

параллельно земле, над землей и с чертами монгола

черный аист летит и летит, и кому-то там машет.

 

Никому он, однако, не машет. Поскольку пустынно,

как бывает пустынно всегда в тех слоях атмосферы.

Устремленный вперед, словно амок, спокойный, как инок,

с тихой лирой по миру летит, но в беззвучную эру.

 

Так летит черный аист. Лети, пилигрим. Бог с тобою.

Над пейзажем с полями с ромашками «любит-не-любит»,

над жильем, где живем, над генпланами и над судьбою.

С неизменной такою улыбкой на розовом клюве.

 

И живущий внизу, где-то там, человек-лилипутик,

тот, что смотрит на небо с восторгом, но целится метко,

он, увидевший странного черного аиста, будет,

ну конечно, конечно, счастливым. Такая примета.

 

 

Subscribe

  • ГДЕ ЖЕ РОДИЛСЯ САХАРОВ

    или СТО ЛЕТ ЧУДАЧЕСТВА НА БУКВУ "С" Виктор Ильин, узнав однажды, что он не родной сын, а приемный, расстроился и решил убить…

  • ДВОРЕЦ В ГЕЛЕНДЖИКЕ

    И ТРИ КУРТКИ ЗАМШЕВЫХ Блогосфера взволнована: гарант переписывает историю. В частности, убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа он,…

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 62 comments

  • ГДЕ ЖЕ РОДИЛСЯ САХАРОВ

    или СТО ЛЕТ ЧУДАЧЕСТВА НА БУКВУ "С" Виктор Ильин, узнав однажды, что он не родной сын, а приемный, расстроился и решил убить…

  • ДВОРЕЦ В ГЕЛЕНДЖИКЕ

    И ТРИ КУРТКИ ЗАМШЕВЫХ Блогосфера взволнована: гарант переписывает историю. В частности, убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа он,…

  • В этот день 4 года назад

    Этот пост был опубликован 4 года назад!