Евгений Антипов (anti_pov) wrote,
Евгений Антипов
anti_pov

Categories:

КОТ ДА ВИНЧИ (часть 5)

Часть 1: https://anti-pov.livejournal.com/216363.html

Часть 2: https://anti-pov.livejournal.com/216655.html

Часть 3: https://anti-pov.livejournal.com/217000.html.

Часть 4: https://anti-pov.livejournal.com/217101.html.




Е.Антипов. "Амбуаз. Последний контракт Леонардо"  2015, х. м., 60 х 70

Почему, называя Леонардо многогранным и уникальным, не вспоминают его приятеля Джакомо Джокондо — художника, архитектора, инженера, ученого, литератора, энциклопедиста, а по совместительству папу Джоконды? И других современников Леонардо. Франческо ди Джорджо Мартини — очень даже известный художник, скульптор, архитектор, изобретатель, военный инженер. Или Джулиано да Сангалло — флорентийский инженер, архитектор, построивший массу зданий Тосканы и Рима по приглашению Лоренцо Медичи и двух римских пап. Возвел массу церквей, соборов, дворцов.

Имена-то все хрестоматийные.

Когда Микельанджело называют титаном Возрождения, все понятно: более полусотни массивных скульптур, триста квадратных метров фресок, живописные картины, три сотни стихов, с десяток архитектурных объектов — от дворцов до интерьеров, плюс купол собора святого Петра в Риме, диаметром, на минуточку, 42 метра.

А почему ничего не построено по проектам Леонардо? Вот, Леонардо выполнил проект купола Миланского собора и даже сделал деревянную модель. Ну и? Купол был возведен, но по проекту инженера Дольчебуоно и архитектора Омодео. А руководить сооружением купола был вызван прославленный архитектор и — не менее прославленный художник, — Франческо ди Джорджо Мартини. От Леонардо-архитектора осталось столько же, сколько и от Леонардо-скульптора — миф. При этом многоголосый хор современных теоретиков настаивает, что идеи Леонардо дали мощнейший импульс для архитектуры Высокого Возрождения. Но как эти идеи дали импульс, если ни одного архитектурного объекта Леонардо никто живьем не видел, а в бумажках его никто не копался? И вообще, каким архитектором или инженером мог быть Леонардо, если на его чертежах нет ни расчетов, ни размеров, ни, хотя бы, соотношений? Даже цифры встречаются крайне редко — и только для нумерации. В таком виде это называется не проект, а клаузура. Или фантазия. Координатором строительства собора св. Петра в Риме был приглашен и Аталанте Мильоротти, ученик Леонардо. Но не Леонардо. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, гений вселенского масштаба, площадь треугольника самостоятельно найти не мог, математики не знал, а физику не понимал, материал не чувствовал. Вертолет Леонардо с винтом из тонкого льна должен был летать, благодаря усилиям четырех отчаянных пацанов. Сколько таких летательных аппаратов было изобретено втайне от пионервожатых?

Про эпоху Возрождения высокопарно сказано: эпоха, породившая титанов. Правильно сказано. Но не сказано, кто выстраивал иерархию титанов.

А ведь Леонардо — это 13 картин и ничего более. Неудачник. Причем, настолько неудачник, что имение, которое ему завещал отец, родственнички отжали по суду. Из общего анамнеза несколько вываливается письмо к Лодовико Сфорца с безграничными возможностями Леонардо — такие письма обычно сочиняют виртуозные проходимцы и невероятные везунчики, — но, говоря честно, письмо это написано не рукой Леонардо, просто найдено в его бумагах. Похоже, какой-то настоящий знаток пиара взялся помочь хорошему человеку и набросал общую схему. Предпоследний пункт этого наброска выглядит совсем мило: «...а также могу не хуже всякого другого выполнить любой живописный заказ».

И что же входит, жил-был талантливый художник-аутист, и никаких загадок Леонардо нет?

Но разве сам факт возведения художника с 13ю картинами в ранг супер-человека не загадка? Обрастание гениальностью во все стороны — стихийный процесс или управляемый? Попытки ответить на эти очевидные вопросы обнаруживают загадки куда загадочнее, чем пересказывают добросовестные экскурсоводы. Сюжетных интриг в его биографии куда больше, а неожиданные версии парадоксальнее, чем в истории «Джоконды». Загадочна загадка не только жизни Леонардо, но и посмертного шлейфа. Ведь если при жизни над ним кто-то посмеивался, то спустя столетия Леонардо — эталон совершенства.

Многие обстоятельства биографии еще юного Леонардо кажутся если не загадочными, то странными. По крайней мере, вопросы вызывают. О рождении Леонардо мы знаем из записи в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи. Он пишет: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро». Казалось бы, ничего странного. Ветхий старик ведет дневник, как гимназистка, обычное дело. Но вопрос напрашивается: это первый внук 80-летнего Антонио да Винчи? (А ведь и Пьеро не был его единственным сыном). Что из этого следует? Следует, как минимум, что была необходимость зафиксировать факт рождения этого ребенка, учитывая, что незаконного-то ребенка нотариус регистрировать не станет.

Да и легенда матери Леонардо покруче легенды любой Джоконды. Ибо она, судя по различным источникам, была рабыней: а). с Ближнего Востока (из Стамбула); б). из Северной Африки; в). из Китая. Звали рабыню из Китая/Африки/Ближнего Востока — Катерина ди Мео Липпи, была она так же итальянской крестьянкой и проживала в ветхом отцовском доме, что не числится в налоговом реестре, недалеко от Винчи. Проживала вместе с бабушкой, дядей и сводным братом Папо. Тогда-то ее, 15-летнюю сироту, и соблазнил молодой юрист. Через полгода после родов она вышла замуж за Антонио ди Пьеро Бути — не то местного фермера, не то бывшего солдата, что занялся на радостях обжигом извести. И родила своему мужу пять детей. Сюжет очень похож на евангельский, что важно для реципиентов той эпохи, особенно при условии, что история сочиненная: сегодня все знают, что Жанна д'Арк была пастушкой, хотя из руанских материалов допроса Жанны следует, что пастушкой она никогда не была.

Антонио ди Пьеро Бути брал в жены сироту с младенцем, а младенца у молодоженов отбирают. Но младенец-Леонардо не живет и с отцом-юристом, который выполняет свою отцовскую функцию номинально — словно ему этого младенца навязали. Дитя-Леонардо живет вместе со стареньким дедом. Причем, в налоговой декларации деда-Антонио от 1457 года перечислены члены семьи, включая пятилетнего незаконного внука. Одни источники детально расписывают нежные отношения маленького Леонардо и матери, другие утверждают, что подрастающий Леонардо никогда с матерью не виделся. Из таких разновекторных воспоминаний следует только то, что тему матери замыливали. А некоторые источники исчезновение матери Леонардо с горизонта называют просто и ясно: загадкой.

Далее. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в судьбе Леонардо. Нет, Леон Альберти тоже был внебрачным сыном (принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции), дело обычное. Но влиятельные люди города приняли участие в судьбе бастарда. А чего вдруг? Своих дел не хватало?

Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и вскоре снова остался вдовцом. Пьеро прожил 77 лет, был четырежды женат, имел 12 детей. И вот отец Леонардо, имевший от четырех законных жен 12 законных детей, оставляет наследство бастарду, рожденному от неясной крестьянки и к которому относился прохладно. Каков смысл этого жеста, ведь по закону Леонардо был последним, кто мог на что-то претендовать. И суд, который не знал, чем руководствовался отец Леонардо, вынес-таки соответствующее решение. Допустим, старый и сентиментальный Пьеро — по-прежнему, юрист, — понимая, что никто больше не позаботится о его незаконном первенце, делает шаг, нарушающий все каноны права. Допустим. Но он подписывает завещание тогда, когда сам Леонардо — богатый и самодостаточный человек. Таким образом, этот жест, практического смысла лишенный, может иметь только смысл символический. А может, нотариус Пьеро из городка Винчи попросту не смог отказаться от некоего предложения? А что как усыновление младенца стало условием карьерного продвижения молодого провинциала? Или во Флоренции был дефицит юристов — ведь молодой человек вдруг становится адвокатом при дворе, управлявшим всеми юридическими делами семьи Медичи и нотариусом, посвященным в семейные тайны.

В рукописи, что хранилась в архивах флорентийского семейства Гадди — которая, возможно, была написана кем-то из членов семьи, — говорится, что мать художника происходила из аристократической семьи. И это уже теплее.

Оставляя вопрос компетентности «Гаддианского анонима» без комментариев, трудно не заметить, что его аскетичная информация прекрасно закрывает логистические лакуны успешной судьбы Леонардо.

Итак, в 1482 году, несмотря на резюме «я могу все», Леонардо приглашен герцогом Милана Лодовико Сфорца, прозванным Моро, ко двору. Приглашен, не как архитектор-инженер-фортификатор-водопроводчик, приглашен, как музыкант и певец. Даже не как художник, хотя уж десять лет его официальный статус «мастер гильдии святого Луки». Первый год Леонардо живет в Милане, игнорируемый всесильным герцогом. Как бы на иждивении. И первый же заказ на роспись алтаря, полученный, от францисканского братства Непорочного зачатия, Леонардо не закончил. То есть, первая же попытка Леонардо заявить о себе, как об успешном (и в коммерческом плане тоже) придворном художнике, проваливается со скандалом: судебные тяжбы длились 25 лет.

И тут совсем неожиданным образом выползает восклицательный знак — размер иждивенческих пособий Леонардо: Сфорца платит ему 5 тысяч дукатов в год и предоставляет жилье в центре города. Дукат весил 3,5 г и чеканился практически из чистого золота; да Винчи получает в месяц почти 1,5 кг, что по нынешнему курсу где-то $150.000. В месяц. Да при таких деньгах можно брать любых специалистов в любых областях и решать любые инженерно-технологические и фортификационные задачи. Но на протяжении 13 миланских лет Леонардо был распорядителем придворных пиров. Даже как-то обидно за Леонардо. Но чем мотивирован этот могущественный Моро, назначая такую зарплату? Ведь если Моро платил исправно, то за время службы своему распорядителю пиров он выплатил четверть тонны золота. За рацпредложения? (Леонардо изобрел несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров).

Тут, все-таки, стоит вспомнить, что Леонардо приезжает из Флоренции в Милан — где живет при дворе как привилегированный родственник, — не сам по себе, а с посольством Лоренцо Медичи, в тайны семьи которого был посвящен юрист из Винчи, который опекал сына глубоко зашифрованной особы, которая, по информации из круга Медичи, была аристократкой.


Продолжение https://anti-pov.livejournal.com/217769.html

Tags: Код да Винчи 5
Subscribe

  • ПЕРВЫЙ АНТИНАРОДНЫЙ

    С КЕМ ВЫ, ТОВАРИЩ МАУЗЕР Впервые звание народного артиста СССР было присвоено Шаляпину еще до образования СССР — в 1918 году. Правда,…

  • БЕЛЫЙ ВЕНЧИК, КОНСТИТУЦИЯ И 22 АПРЕЛЯ

    КО ДНЮ ПОЭЗИИ И. Заболотский. "Чапаев" х.м.2019. Мой маленький друг. Помнишь песню про орленка? Орленок-орленок, взмахни опереньем…

  • СОБЫТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

    МИШЕ - 75 Не случайно отсчет нового тысячелетия российская культура начала с постановки балета "Щелкунчик". Привыкший к рекламным щитам…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments