Home

Advertisement

Customize
 
 
13 June 2009 @ 12:48 am
Тухачевский. Трагическая дата.  

Полгода назад наткнулся я в сети на серьезное обсуждение персоны Тухачевского Михаила Николаевича. Мол, талантище-орденоносец, блистательный полководец, на скрипке, понимаешь, на самодельной играл, а его Сталин слопал. И длинный список статей прилагается. То есть: все у них по-взрослому и сразу ясно, люди тут собрались авторитетные, а не балаболки кухонные. Видя такое дело, влез и я со своим комментарием. Но, интересное дело, не успел я и мысль закончить, как меня уже обхамили и забанили.

За что? – долго недоумевал я перед монитором, слизывая с губ тихие слезинки, – Ведь в полемике грубых слов я убежденно не употребляю, а приводимые мною исторические факты легко проверяются.

И вообще, все чаще мне кажется, что люди, в том числе позиционирующие себя как интеллектуалы, имеют серьезные проблемы с головой. Не со всей головой, а конкретно с той ее частью, где обычно размещается здравый смысл. И то верно: разработаны и даже запущены технологии, разрушающие эту существенную функцию мозга, а словосочетание «семантический вирус» давно уже в обиходе.

 

Вот и сегодня телевизор захлебывается причитаниями о расстреле Тухачевского. Но о чем скорбь, о какой такой яркой личности?

Из германского плена молоденький прапорщик бежал, заплатив за это жизнью товарища. Не зная, куда податься, пристроился в РККА. Никаких полководческих заслуг перед отечеством не имел. Свои ордена получил за карательные операции против мирного населения. К «войсковым» операциям с натяжкой можно отнести подавление кронштадтского мятежа: используя авиацию и значительный численный перевес (а каждый пятый солдат в РККА, на всякий случай, тогда был иностранцем) Тухачевский разгромил возмутившихся. Причем, возмущение-то было бескровным – представители большевиков в Кронштадте были всего лишь взяты под арест. Был у Михаила Николаевича шанс проявить себя в боях с регулярной (польской) армией, но тогда у Михаила Николаевича совсем ничего не получилось. Зато эти неудачи он с лихвой компенсировал в боях против крестьян: используя все ту же авиацию и даже химическое оружие, он их победил. Занимая деревни, этот доморощенный скрипач вырезал деревни полностью.

В отношении мирного населения большевики вообще были настроены очень решительно. Одной только директивой Совнаркома за подписью т.Свердлова от 24 января 1919 года был расстрелян миллион казаков. За что? За принадлежность к казачеству. А всего ленинский период – и в том числе стараниями Тухачевского, – обошелся стране в 23 миллиона чел.

И вот сегодня, зная, казалось бы, цену большевикам, мы шевелим бровями и произносим натужные фразы о жертвах сталинизма, о Тухачевском и Ягоде, о Каменеве и Зиновьеве, о прочих истинных ленинцах. Этот непостижимый пафос множит в общественном сознании число жертв в тысячи раз (кстати, в знаменито-трагических 1937 и 1938 годах лишены свободы по политическим статьям 105 и 185 тыс. чел. соответственно), а статус узника ГУЛАГа стал как бы самым убедительным доказательством духовной чистоты и благородства. И хотя ГУЛАГ придумал не Сталин, а Троцкий, мы даже умудряемся возмутиться фактом ликвидации этого Троцкого.

Между прочим, знаменитый Юровский некоторым образом тоже скончался в 1938 году. И хотя официально он скончался от каких-то там желудочно-кишечных недомоганий, но заподозрить руку Сталина можно и тут, а заподозрив – возмущаться, возмущаться.

Но о чем, вообще речь? Обычный термидор. По количеству жертв три года классического термидора обошлись французам в 2 раза дороже, чем двадцать лет термидора советского. Да и население СССР было все же в 7 раз больше.

Так что, с какой стороны не посмотришь на судьбу несчастного Тухачевского – с этической ли, с математической ли, – одно сплошное недоумение.


 
 
( 27 comments — Post a new comment )
lemuel55: Romans[info]lemuel55 on June 12th, 2009 09:01 pm (UTC)
У Тухачевского даже была статья "Грунт". О покрытии скрипок, разумеется.
Как стратег он чего-то добился на Вост. фронте. Чего-то добился и в Кронштадте и Белоруссии, хотя оба раза со 2-й попытки.
Цифры не комментирую. В арифметике не силен ;)
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 12th, 2009 09:15 pm (UTC)
Как известно, большевики в конечном счете добились многого. Вопрос, какой ценой.
Одно Расстройство[info]krauska on June 12th, 2009 09:01 pm (UTC)
Вот я телевизор и не смотрю. :) И вообще, болею, поэтому всю ту шайку-лейку добром помянуть тоже не в состоянии. :))
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 12th, 2009 09:12 pm (UTC)
Тогда желаю скорейшего выздоровления.
Одно Расстройство[info]krauska on June 12th, 2009 09:29 pm (UTC)
Спасибо, но и выздоровев, не помяну! :))
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 12th, 2009 09:48 pm (UTC)
Тогда придется мне самому.
Михаил Александр[info]malexandre on June 13th, 2009 08:34 am (UTC)
Нам рассказывали на истории, что Сталин озлобился на Тухачевского после 1920го, когда на польском фронте армия Тухачевского действовала более успешно, чем армия Сталина. За что при случае и отплатил.

Что Тухачевский не ангел - это точно. Но чистки в армии в конце 30х внесли значительный вклад в отступление 1941. Проблема 37-38 не в количестве репрессированных, а в том, что погибла элита в самом общем смысле: наиболее инициативные, наиболее самостоятельные, наиболее деятельные.
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 14th, 2009 11:10 am (UTC)
Тухачевский не был ангелом. Он был обычным советским палачом. Поход Тухачевского на Варшаву был с треском провален, Польша (начавшая эту войну) окончательно отделилась от России, прихватив, при мощном покровительстве Англии и Франции (то есть вчерашних союзников), Западную Украину и Западную Белоруссию. А заодно и Вильнюс. Успехи ранне-советских «полководцев» в битвах против белых объясняются не столько талантами «полководцев», сколько поддержкой Запада. Парадоксальный пример: когда в России десятками тысяч расстреливали священников, американская Христианская ассоциация молодежи кормит Красную армию.
Есть такой устойчивый миф, что Антанта и весь Запад воевал против большевиков. Однако путь для Антанты был открыт директивно, что хорошо иллюстрирует телеграмма № 252 от 1 марта 1918г. Троцкий – Мурманскому совету: «Вы обязаны принять всякое содействие союзных миссий». Есть и приказ Троцкого начальнику Владивостокской таможни Ковалевскому: «В награду за службу России чехам разрешается пройти границу без таможенного досмотра и взять с собой все имеющееся у них в наличии и без всякого ограничения». (Награбленное вывозили на 35 пароходах, после чего легионерами был даже создан «Банк-хранилище» с начальным капиталом 70 млн. крон). Тут можно еще вспомнить 94 тонны золота (из 250 обещанных) отправленные большевиками в Германию, 26 тонн золота, вывезенных в Штаты и т.д. В марте 1920 года в Финляндии задержан знаменитый про-большевистский писатель Джон Рид («Десять дней, который потрясли мир») с чемоданом бриллиантов. Практически с первых дней Советской власти, с 1 мая 1918 года действует «Американская лига помощи России». При этом Счета Юденича в Лондоне заморожены, а золото Колчака, выплаченное французской стороне на вооружение, исчезло с концами. А в апреле-мае 1920 от Великобритании попросту последовали ультимативные ноты, требующие от белых прекратить борьбу с большевиками.
Это я к тому, что зацикливаясь на внутрипартийной жизни в СССР, с ухмылкой говоря о «шпионах империализма», мы упорно не понимаем генезиса этой внутрипартийной жизни. Запад воевал не с большевиками и не с белыми, он воевал (как и воюет) против России – уж очень богатая страна и, практически, бесхозная. И всегда были (есть и, наверное, будут) те, кто стрижет на этом свои дивиденды.
Поэтому версия, что Сталин кому-то там завидовал и поэтому расстреливал, немножко детская. Когда не выстраивается версия зависти, вынимается другая детская версия: Сталин сумасшедший.
Как известно, в руководстве нового государства было два крыла: Ленинское и Троцкистское. Если тезисно, то оба лидера – бандиты. Но в чем антагонизм? Ленин: мировая революция, мировая революция! То есть, философ-реформатор, блин (все это называлось борьбой за освобождение трудящихся масс от гнета труда). Троцкий: хрен с ней с революцией, мы ее хоть в Мексике устроим, это лишь рычаг в очень крупном бизнесе (это называлось безродный космополитизм). Кстати: Карл Радек даже по-русски не разговаривал, член правительства.
После того как троцкистское крыло руками ЧК ликвидировало Ленина (а никакая не Каплан), махать ленинским крылом стал Сталин. После высылки из страны Троцкого, формальное лидерство перешло к Тухачевскому. Хотя за его спиной стояли люди посолиднее – тот же Радек и Раковский. Уже в 1932 году Тухачевский, размахивая шашкой на тайных посиделках, собирается убивать Сталина, но все это кухонный базар. Впрочем, НКВДешница Лиля Брик в воспоминаниях пишет, что в 1936 году на тайные посиделки у Примакова собиралась как раз военная элита.
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 14th, 2009 11:10 am (UTC)
То, что грядет мировая война, ни для кого из серьезных политиков тайной не было. Вопрос был в раскладе сил, в том, против кого и какой сложится альянс. Потому-то перед войной и вычищали «военную элиту» определенного идеологического вектора.
Перед нападением Германии десятки источников сообщают дату, с точностью до часа. Преподаватели истории теперь горячо рассказывают о Сталине, который не верил этим сообщениям. Но 18 июня 1941года Сталин отдает приказ о боеготовности №1, а 21 июня главнокомандующий Западным военным округом Генерал Павлов вдруг приказывает слить бензин с и снять вооружение. Весь гарнизон Брестской крепости был отправлен в летние лагеря, а связь с Белостоком по какой-то «халатности» прервана. При активной-то подготовке к войне, в армию поставлено 250 тягачей вместо 8.000.
Как видим, злобный Сталин уничтожил не всю военную элиту.
turnover[info]gemathorax on June 21st, 2009 11:30 am (UTC)
Позвольте, какая такая армия Сталина?
Сталин никогда не был командармом - только Верховным главнокомандующим. И то после того, как Жуков с Тимошенко провалили начало ВОВ.
А в те далекие времена, когда Тухачевский воевал с компатриотами в Польше, Сталин вообще занимал скромную (по тем временам) должность партийного секретаря - административную, а совсем не военную.
Другое дело Троцкий, руководивший тогда РККА.
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 23rd, 2009 06:00 pm (UTC)
До марта 1922 Сталин был наркомом по делам национальностей и наркомом госконтроля. Впрочем, в мае 1918 он был откомандирован "руководителем продовольственного дел на юге России" в Царицин, где пришлось воевать. Точнее, заниматься организацией процесса, поскольку тогда это и был решающим фактором. Получилось удачно.
e_popov_spb[info]e_popov_spb on June 14th, 2009 06:56 pm (UTC)
Эти люди технологий этих ждали,как манны небесной. Так что технологии заняли своё место по праву.
С приведённой математикой спорить тоже не могу, хотя есть всё-таки сомнение...
А в целом, пафос и точку зрения приведённых строк разделяю.
Хотя лично не знаком :)
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 15th, 2009 06:20 am (UTC)
Что-что, а насчет математики можно не сомневаться. Статистика хоть и без восклицательных знаков, а любую риторику перешибает.
e_popov_spb[info]e_popov_spb on June 16th, 2009 06:31 am (UTC)
Статистика и технология
Статистика, как раздел математики, наверное, наука достаточно бесспорная. Но статистика как элемент общественного бытия ох как не бесспорна. А итоги, допустим, статистики от Антипова, Солженицыны, Зюганова и Бжезинского будут сильно различаться. И те же 23 миллиона жертв от Антипова превратятся в 100 млн. от Соженицына. А уж выводы тем более... А это уже технологии.
Даже те официальные итоги потерь в ВОВ, в почти 28 млн., со стороны СССР, трактуются. Некоторые преподносят их как жертвы на фронтах. Тогда как из них около 20 млн. – жертвы среди гражданского населения. Это жертвы гуманизма фашистов. Во вчерашнем фильме на России немецкий солдат сказал русской женщине: "Я не палач, а солдат."
Это и есть технологии.
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 16th, 2009 07:48 am (UTC)
Re: Статистика и технология
Значит, должна быть полемика статистик. Когда Антипов называет 23 миллиона жертв ленинского периода, он говорит о 16 миллионах погибших в боях гражданской войны (в основном - в карательных операциях), 6 миллионах жертв голода и 2 миллионах расстрелянных по протоколам ЧК. Когда Солженицын называет 110 миллионов расстрелянных в лагерях, он должен умножить эту цифру, хотя бы на 5 (не всех же расстреляли) и полученные полмиллиарда где-то разместить.
Кстати, недавно была обнародована йифра 26,5 мин погибших в ВОВ, но по разнице переписи 1946 и 1939гг. получается 41 млн.
e_popov_spb[info]e_popov_spb on June 16th, 2009 09:10 am (UTC)
Re: Статистика и технология
Согласен. Должны проходить научные конференции. Их результаты публиковаться.
А по ВОВ есть официальная комиссия при правительстве. А ней жертвы – под 28 млн.
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 16th, 2009 09:38 am (UTC)
Re: Статистика и технология
Конференции, кстати, проводятся. Например, на базе Университета. Но кто станет печатать их результаты. А если станут, то отчеты будут себе тихо лежать в кладовке. Сейчас слишком многие заинтересованы в негативном имидже России.
e_popov_spb[info]e_popov_spb on June 16th, 2009 04:38 pm (UTC)
Re: Статистика и технология
Я это предполагал. К сожалению, и многие наши граждане почему-то тоже заинтересованы в этом. Что и является также результатом технологий, работавших десятилетиями.
Но каковы сами-то граждане! Бедные...
Евгений Антипов[info]anti_pov on June 16th, 2009 09:15 pm (UTC)
Re: Статистика и технология
Потому что обязательной частью имиджа каждого интеллигентного и, особенно, творческого человека являлась кривая ухмылка и фразы про совдепию. Остальные люмпены старались подражать прослойке. Получился строительный материал российского общества - кизяк.
Вячеслав Денисов[info]v_denisov on September 4th, 2009 05:01 am (UTC)
А не представители ли недавно созданной Комиссии по охране истории России вас забанили. Там такое скопище авторитетных "историков" из ФСБ и МВД, которые к истории не имеют никакого отношения, и которые даже редкую мысль свою внятно выразить не могут, что просто сомнений нет никаких, какую историю и как они "охранять" будут.
По созданию устойчивой легенды у нас помимо Тухачевского лидирует ещё Киров, который был застрелен в кабинете Смольного во время соития с Мильдой Драуле её мужем. Столько улиц, площадей и заводов имени этого вождя ленинградских коммунистов не посвящено ни одному деятелю.
Евгений Антипов[info]anti_pov on September 4th, 2009 07:18 pm (UTC)
Хоть Киров погиб из-за любви, но история мутноватая, похоже Николаева этого направляли - и вовсе не Сталин. Киров был человеком Сталина. А когда Сталин лично стал курировать следствие, Николаев погибает от несчастного случая.
Вячеслав Денисов[info]v_denisov on September 5th, 2009 04:19 am (UTC)
Да, мути в истории много, но ясно, что заговора как такового не было. Однако Николаева целенаправленно "обрабатывал" НКВД, но кто и по чьему заданию - вот это и есть муть. Что касается Кирова, то в то время людьми Сталина были ВСЕ, кто занимал подобные должности, в тч и Орджоникидзе, но это не мешало ему с ними расправляться. Заказчиком убийства Кирова был, конечено, не Сталин, но И.В. тут же воспользовался моментом, чтобы расправиться в этой связи с Зиновьевым и Троцким. А почему вы решили, что Николаев погиб в результате несчастного случая? Есть документы, свидетельствующие о том, что он и ещё 13 человек были расстреляны. В 1990 г. все кроме Николаева были реабилитированы, в отношении него приговор оставлен без изменения.
Евгений Антипов[info]anti_pov on September 5th, 2009 11:21 am (UTC)
Мути много, но факты известны. Кстати, до первых недель войны (как оказалось) далеко не все руководящие посты занимали люди Сталина. Троцкий же в 1934 году был уже далеко, а расстрелять его в 1932 Сталин еще не мог - слишком сильна была оппозиция. Отличить же людей Сталина от людей Троцкого можно следующим образом: людей Троцкого расстреливали по приговору суда, люди Сталина умирали при странных обстоятельства: Киров, Фрунзе, Дзержинский. Психопат-Николаев погиб, когда его везли на допрос - попали в автокатастрофу, к счастью, все, кроме него, отделались испугом. Сталин же не "использовал моменты", просто в результате "моментов" многое всплывало. Как-нибудь об этом напишу.
Вячеслав Денисов[info]v_denisov on September 5th, 2009 11:31 am (UTC)
Евгений, в автокатастрофе не погиб, а был ранен Борисов, 54-летний охранник Кирова. Так ему помешали оказаться рядом с Костриковым в тот момент, когда тот заходил в коридор Смольного, где его поджидал Николаев. А Николаев слцушал приговор в отношении себя и в зале закричал "Обманули!", что сегодня используется в пользу организации убийства Кирова сотрудниками НКВД. Но есть документ - приговор суда с мерой "расстрел", где Николаев в списке. 30 ноября 1990 г. пленум ВС в отношении Николаева эту меру оставил без изменения.
Евгений Антипов[info]anti_pov on September 5th, 2009 06:21 pm (UTC)
Правда Ваша, в автокатастрофу попал охранник Борисов, но, таки, погиб (по моей информации, по крайней мере). А Николаева пару раз арестовывали возле дома Кирова с наганом и стукачка докладывала, что готовится покушение - чекистской реакции не последовало. Зато экзальтированный Николаев вел народовольческий дневник с восклицательными знаками, оттуда всплыла информация, заинтриговавшая Сталина. Там фигурировали как раз и Каменев-Зиновьев. Сталин послал своих человечков контролировать ход следствия, но ленинградские чекисты их не подпускали, Сталину даже пришлось на Ягоду повысить голос в телефоне.
turnover[info]gemathorax on September 15th, 2009 07:40 pm (UTC)
Все-таки рекомендую при написании чего-либо,
пусть даже комментариев к комментариям,
иметь первоисточники под рукой -
иначе полемика, подкрепленная фактами,
вырождается в кухонный спор,
где никто ничего доподлинно не знает,
и никто ни за что не отвечает,
но все кричат, что знают и отвечают.
Евгений Антипов[info]anti_pov on September 17th, 2009 04:50 am (UTC)
Если без крика, то можно и без источников, все-таки, комментарии - не научный труд (а, скорее, предлог в источниках покопаться).
 
 

Advertisement

Customize